Обзор процессора Rockford Fosgate 3Sixty.3 14.01.2017 – Опубликовано в: Обзоры

Процессоров сегодня на рынке развелось огромное количество. И кто-то наверняка уже подумал, мол, вот, и RoFo туда же подался. На самом деле 3Sixty появился не вчера, не год назад и даже не два. Это вообще один из первых автомобильных процессоров, которые обучены работать со штатными системами. Первые версии вышли аж в 2006 (!) году. Только к нам его до недавнего времени возили мало (“Русская Игра” как-то особо его не продвигала), а потому о существовании 3Sixty знали в основном только специалисты. Сейчас этот процессор снова можно купить официально, так что покрутить и изучить его, думаю, будет нелишним. Тем более, что у меня в руках оказалась довольно свежая версия.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН?

В прошлый раз после обзора одного из процессоров я получил упрёк, мол, фильтры, задержки – это всё хорошо, но обычному автомобилисту не всегда понятно, зачем ему вообще нужен процессор, если требуется всего-то немного улучшить звучание “штатки”. Исправлю это упущение и поясню.

Когда хочется построить в машине нормально звучащую систему (не обязательно сложную и дорогую), но нет возможности заменить штатное ГУ, то сигнал приходится брать прямо с выходов на штатные динамики. Вот тут как раз и подстерегает засада. В большинстве штатных систем производители намеренно вносят в этот сигнал коррекцию – режут нижние частоты, ослабляют какие-то отдельные частотные области и всё такое прочее. Всё это делается, чтобы нивелировать косяки дешёвеньких штатных динамиков и отсутствия для них нормального акустического оформления.

Вот тут и помогает процессор. Заводите на него провода с динамиков штатной системы, и он из всего этого безобразия “вылепливает” нормальный звуковой сигнал – восстанавливает АЧХ, “сращивает” отдельные частотные полосы и т.п. И уже такой восстановленный сигнал можно подавать на новые усилители.

Собственно, 3Sixty в своё время и появился для решения именно этой задачи – дать возможность построить аудиосистему, оставив при этом штатное ГУ в качестве одного из источников.

На самом деле, 3Sixty – это целое семейство процессоров, в котором есть младшенький 3Sixty.1, более продвинутый 3Sixty.2 и самый навороченный 3Sixty.3. Отличаются количеством входов-выходов и возможностями настроек. У меня в руках оказался как раз последний.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГОВОМУ ВХОДУ

Во-первых, тут есть четыре пары аналоговых входов, на которые можно завести сигналы, скажем, всё от той же от штатной системы. В двух исполнениях – в линейном и высокоуровневом.

Из особенностей высокоуровневых входов – система автоматического включения процессора по наличию аудиосигнала. Т. е. заводить на процессор провод Remote необязательно.

Из особенностей линейных входов – их балансная реализация. На мой взгляд, это может пригодиться, если в штатной системе есть отдельный усилитель, подключенный к ГУ по аналогу. В этом случае процессор подключается не после штатного усилителя, а вместо штатного усилителя. К примеру, в моём Honda Accord 7 поколения (аудиокомплектация Premum Sound System) штатный усилитель подключен к самому ГУ именно по балансу. Полагаю, Honda не единственная, кто так делает.

Ну и кроме основного 8-канального входа имеется ещё и дополнительный вход AUX. Иногда, как показывает практика, тоже бывает нужен.

РАБОТА С ДРУГИМИ ИСТОЧНИКАМИ И УПРАВЛЕНИЕ С ПУЛЬТА

Само собой, 3Sixty можно подключать не только по аналогу, но и по цифре. Заявлена поддержка PCM-потока (т.е. обычного стерео) в формате 48 кГц / 24 бит. Но речь, видимо, не о принимаемом сигнале, а о ресэмплинге и обработке, поскольку я подавал на вход “цифру” вплоть до 192 кГц / 32 Бит, и процессор “съел” такой сигнал без проблем.

Разъём АСС, как указано в описании, “for future expansion”. Надо полагать, понадобится когда-нибудь потом, с появлением новых аксессуаров и прошивок.

Разъёмы RFLINK – для подключения пульта управления. Поначалу смутило, что их тут два. Подробностей на этот счёт в описании не нашёл, но вспомнил, что когда-то видел точно такой же разъём в дорогой акустике T5652-S. Так вот там в пассивном (!) кроссовере все переключения реализованы не перемычками, а с помощью реле, и управлять всем этим добром можно было дистанционно, и тоже через шину RFLINK. Так что, судя по всему, это универсальная шина, которую Rockford Fosgate придумал для управления, а может быть и связи компонентов между собой, пока я этот вопрос детально не изучал.

Сам пульт выглядит довольно просто и похож на пульт какого-нибудь усилителя. На самом деле он не так прост, с него можно регулировать уровни громкости или саба, а нажатием на крутилки выбирать источники и пресеты.

А вот, кстати, интересная фишка – Bluetooth-модуль в комплекте. Фактически, имея этот процессор, можно передавать сигнал со своего смартфона или планшета непосредственно на него. В режиме hands-free, он не работает, только на приём потокового аудио.

ВЫХОДЫ

На корпусе выходы обозначены как Front 1, Front 2, Rear и Sub. На самом деле сконфигурировать их можно практически как угодно – хоть для трёхполосного фронта со стереосабвуером, хоть для системы 5.1, где сабвуфер и центральный канал будут суммироваться из левого и правого каналов.

И обратите внимание на переключатель балансный/небалансный выходы. Во многих усилителях настоящей американской школы (не китайского новодела с американскими шильдиками) RCA-входы сделаны, фактически, по балансной схеме. Из недавних примеров, с которыми доводилось столкнуться – топовые модели JL Audio, некоторые верхние линейки RE Audio (бывший US Amps). Так что, полагаю, этот переключатель будет далеко не лишним.

НАЧИНКА

Весь процессор собран на двух платах. Основная часть – аналоговая, а сам процессор вынесен на второй “этаж”.

АЦП выполнен на 8-канальном Cirrus Logic CS5364:

Основную цифровую обработку взял на себя Cirrus Logic CS47048C. По этой части RoFo колесо не изобрели, чип этого семейства (с приставками CQZ и DQZ) сегодня можно встретить во многих процессорах – от MD Lab до Audison Prima. И тут я бы предостерёг от поспешных сравнений, поскольку результат в большей степени зависит не столько от “железа” (его вычислительных мощностей как раз хватает), сколько от микропрограммы и сопутствующей обвязки:

Микроконтроллер STM32F105 не участвует напрямую в формировании аудиосигнала, но берёт на себя “обслуживающую” роль в управлении:

Отдельных микросхем ЦАП я не нашёл, похоже, здесь используются встроенные ЦАП самого процессора. А вот обнаруженные DS1882 (аналоговые потенциометры, управляемые “цифрой”) косвенно говорят о том, что регулировка уровня производится не в цифровом виде, а в аналоговом. Это хорошо, есть шанс, что система не теряет разрешение при регулировке уровней выходов (позже я нашёл подтверждение этому в одном из описаний). На входах и выходах всюду стоят операционники TL072:

КАК НАСТРАИВАЕТСЯ КОНФИГУРАЦИЯ СИСТЕМЫ

Управляется процессор, как всегда, с компьютера по USB. Программу я скачал с официального сайта Rockford Fosgate, установка прошла без проблем. Подключаю процессор к компу, включаю питание, запускаю программу.

Первым делом при включении предлагается выбрать, какие входы сделать основными – линейные, высокоуровневые или оптику. В принципе, все эти настройки конфигурации можно сделать и потом, но раз уж программа предлагает сразу, то чего тянуть:

Вот тут, кстати, обращу особое внимание. Фишка 3Sixty как раз в том, что он может “собрать” сигналы многополосной штатной системы. В том числе и трёхполоски:

Если выбрать высокоуровневые входы в качестве основных, то дальше программа предложит указать, как и для каких каналов должны будут суммироваться сигналы с разных входов.

При подключении к линейным аналоговым входам всё выглядит немного попроще. Вполне закономерно, собирать многополосные сигналы с линейных входов обычно и не приходится:

Потом предлагается назначить выходы. Для примера – система с двухполосным фронтом, тылом и стереосабвуфером:

А вот, кстати, тоже интересная фича. В памяти можно не просто сохранить четыре настройки, но и задать для какого настроечного пресета какой будет доступен список источников:

Всё, после этого процессор готов к работе, программа переходит в обычный режим настройки.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ШТАТНЫМ СИСТЕМАМ

Вот на этом остановлюсь поподробнее. Тем более, что Rockford Fosgate запатентовал сам алгоритм “сборки” нормального сигнала из штатной дранины. На самом деле 3Sixty “адаптируется” под штатную систему действительно очень интересно и с минимальны участием самого настройщика.

В комплекте к процессору идёт диск с техническими сигналами. Программа предлагает вставить его в источник, установить все регуляторы тембра в ноль и запустить первый трек.

Всё, что нужно настройщику системы – вовремя переключать трек на ГУ и нажимать в программе кнопочку Next. Процессор сам настраивает чувствительности по входам, анализирует АЧХ, суммирует сигналы с разных полос и делает деэквализацию. Заявлено, что последнее делается аж по 248 (!) полосам. Правда, не указывается – это на все каналы или в каждом из каналов. Хотя, в любом случае немало. Заваливать скриншотами не буду, всё это можно глянуть на видеопособии по настройке. Конкретно про процесс адаптации под конкретную систему – начиная с 4 мин 33 сек:

НАСТРОЙКА ПРОЦЕССОРА

С подключениями разобрались, теперь кое-что об особенностях настройки. Принцип простой – кликаешь на нужный канал на картинке слева и работаешь с ним. Можно с каждым каналом раздельно, можно поставить галочку LINK и работать с левым и правым одновременно.

При запуске программы управления проводной пульт управления отключается, вместо него предлагается пользоваться симулятором пульта в самой программе. В общем-то, логично, раз уж взялись за настройку с ноутбука, то лучше, если всё будет собрано в одном месте.

Фильтры

Вот тут, кстати, интересно. Кроме привычных ФНЧ, ФВЧ и полосового фильтра можно включить так называемые Low Shelf или High Shelf. Они делают как бы плавную “ступеньку” на АЧХ. причём, можно менять и крутизну, и добротность этой “ступеньки”:

В обычных же фильтрах можно менять добротность (Линквиц, Бессель, Баттерворт или Чебышев) и крутизну спада (12, 24, 36 или 48 дБ/октава). Частота выставляется с точностью до 1 Гц.

Из серьёзных ограничений, которые мне удалось обнаружить – в полосовом фильтре параметры ФНЧ и ФВЧ можно выставить только одинаковые (добротность и крутизну). А ещё не помешал бы фильтр с крутизной 6 дБ/октава.

Эквалайзер

Корректировать АЧХ можно тоже в каждом канале отдельно или сразу в паре каналов. На первый взгляд, тут обычный 31-полосный графический эквалайзер, что само по себе уже неплохо. Но на деле можно вручную подстраивать центральную частоту каждой полосы и добротность:

Фактически, получается чуть ли не 31-полосный параметрик. Неплохо. Возможно, даже несколько избыточно.

Прочие настройки

Отмечу пару основных фишек, которые могут пригодиться при установке процессора. Во-первых, пульт управления. Назначение регуляторов на самом деле не фиксировано, в программе управления можно выставить, какая крутилка чем будет управлять:

Во-вторых, можно задать задержки включения и выключения усилителей, подключенных к процессору (их включение управляется сигналом Remote Out). Вот это иногда реально нужная штука:

В остальные подробности вдаваться не буду, всё же это обзор, а не мануал. Лучше перейду к впечатлениям от прослушивания.

КАК ЗВУЧИТ

Эта часть обзора, полагаю, будет интересна не столько нормальным любителям послушать хорошую музыку, сколько любителям копаться в нюансах, поскольку “для жизни” к качеству звучания особых претензий-то и не нашлось.

Основное прослушивание проводил при подключении по оптике. По аналогу разрешение заметно ниже, но это и закономерно. Да и есть ли смысл выделываться, если по аналогу процессор всё равно будет подключаться в основном к штаткам. Так что если хотите приличного качества, то оптика, оптика и только оптика. А если штатка с MOST-шиной, то адаптер MOST-Toslink – самый разумный вариант.

В качестве источника взял звуковую карту ESI Juli@. С неё подавал цифровой сигнал и время от времени переключался на её же собственные ЦАПы для сравнения. Как источник для тестовой системы она давно и хорошо изучена, ЦАПы тут стоят пусть и не самые топовые, но достаточно приличные, в итоге и звучание приятное, и разрешение вполне достаточное. И вот какие особенности процессора удалось выявить.

СЧ и ВЧ чёткие, на некоторых треках даже немного резкие, первое впечатление ясного и размашистого звучания с хорошей динамикой. Хотя по самому характеру звука 3Sixty не слишком аккуратен, он немного грубее и как-то небрежнее что ли, чем та же Juli@. Это особенно хорошо чувствуется на сложных треках с хорошей передачей объёма, например, записанных в больших залах. Звучание на нижних частотах нельзя назвать академичным. Оно мясистое. Бас-гитара, контрабас, бас-бочка звучат “размашисто” и весомо.

Впрочем, говоря о характере звука, нужно учесть, что в реальных инсталляциях результат будет гораздо сильнее зависеть от остальных компонентов тракта и конечной настройки. Особенности процессора на этом фоне вносят гораздо меньший вкллад.

ВЫВОДЫ

Наверное, было бы глупо сравнивать 3Sixty с чем-то вроде Helix DSP Pro, новым Audison bit One HD или, скажем, с CarDSP. Это не высокий High End для выпускников “кафедры бубна”, слушающих звуки вместо музыки. Это нормальный процессор твёрдого среднего уровня.

Его сильная сторона в другом. С 3Sixty появляется редкая возможность построить нормальную аудиосистему даже в тех машинах, где штатное аудио стухло ещё на стадии проектирования. По крайней мере, собрать сигнал со штатной трёхполоски и привести его в надлежащий вид, причём с минимальным участием установщика, пока что умеют очень немногие процессоры. А те, что я знаю, стоят заметно дороже.

  • Умеет собирать сигналы многополосной штатной системы
  • Серьёзные возможности деэквализации по аналоговым входам
  • Удобная программа настройки
  • Гибкость в назначении входов и выходов
  • Приятный бонус в виде Bluetooth-модуля

 

  • В ПФ характеристики ФВЧ и ФНЧ могут быть только одинаковыми
  • Фильтры с крутизной 6 дБ/октава были бы нелишними