0
0
0

Малокалиберный бас

Малокалиберный бас

ТЕСТ 8-ДЮЙМОВЫХ САБВУФЕРНЫХ ДИНАМИКОВ POLK AUDIO DB 842 DVC, MM 842 DVC И MM 842 SVC

Совсем недавно на изучении побывали 10- и 12-дюймовые сабвуферы обновлённой серии MM и, в принципе, ничто не мешало включить в отчёт и 8-дюймовые модели. Однако этот калибр настолько специфичен, что его было решено изучить отдельно и подробнее. К тому же под руку подвернулся 8-дюймовый саб серии DB, так что его тоже было решено добавить в этот тест. Как оказалось сравнение получилось очень даже показательным.

Вообще, многие с пренебрежением относятся к 8-дюймовым моделям, и совершенно напрасно. Во-первых, сабвуферы получаются каких-то совсем смешных размеров, зато скорость и точность баса у них отменные. А уж если речь заходит о количестве баса, то сабвуфер на паре 8-дюймовых головок при прочих равных может спокойно дать фору той же “двенашке”.

А ещё, замечу особо, малые размеры корпусов позволяют активно использовать “восьмёрки” в мототехнике – круизёрах, квадриках, багги и прочих подобных средствах передвижения. Тем более, что все последние Polk Audio имеют сертификацию Marine.

Итак, на изучении оказались три саба. Два из них – совсем новой серии ММ – с одинарной и двойной звуковыми катушками, и один – серии DB (тоже, мягко говоря, не сильно древней) с двойной катушкой.

Для начала – беглое изучение конструкции. Диффузоры в обоих сериях составные. Лицевая часть имеет профиль… хотел было сказать – сферический, но описание утверждает, что это катеноидный профиль. Собственно, он перешёл из предыдущих поколений сабвуферов Polk Audio.

Фишка катеноидного профиля вот в чём. При работе динамика в каждой точке конструкции противодействующие силы напряжения и сжатия находятся в равновесии. Проще говоря, такой формой достигается высокая конструкционная жёсткость диффузора при сохранении относительно приемлемого веса всей подвижной системы.

В серии DB (даром, что она младше, чем ММ – по части подобных фишечек ещё даст фору старшей серии) диффузор имеет ещё более сложный профиль – с загибами на краях. Соответственно, к его конструктивной жёсткости вопросов ещё меньше.

Материал диффузора в обеих сериях – полипропилен. Как всегда, со своими добавками для повышения жёсткости.

С тыльной стороны динамики соблюдают субординацию, серия DB помладше – она и выглядит попроще – штампованная корзина с порошковым антирезонансным покрытием и магнитная система без лишних кожухов или каких-либо украшательств. Всё только по делу.

Серия MM построена на литых пластиковых корзинах, которая своими “лапами” обхватывает магнит. Клеммы-лопаточки уступили место пружинным нажимным терминалам.

Кстати, в 8-дюймовых ММ применена та же фича, что и в более крупных калибрах этой серии – предохранители в цепи звуковой катушки. Что ж, хорошие динамики иногда попадают в руки к рукозадам, так что штука, определённо, полезная.

 

ИЗМЕРЕНИЯ

Как и ожидалось, динамик серии DB отличается от своего “коллеги” из серии ММ сильнее, чем две модели внутри серии MM. Тем не менее, различия между MM 842 DVC и MM 842 SVC не только в катушках, у них даже подвесы разные (это и по измерениям видно, и тактильно чувствуется). Как следствие – каждый из динамиков имеет свои собственные приоритеты при выборе оформления. Про оформление, впрочем, будет чуть дальше.

Измеренные параметры Polk Audio DB 842 DVC:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,76
  • Qes (электрическая добротность) – 0,84
  • Qts (полная добротность) – 0,73
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 72 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ

Измеренные параметры Polk Audio MM 842 DVC:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,46
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 72 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 7,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,7 дБ

Измеренные параметры Polk Audio MM 842 SVC:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,84
  • Qes (электрическая добротность) – 0,50
  • Qts (полная добротность) – 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 79 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ

Для начала сравню между собой динамики с двойными звуковыми катушками – серий DB и MM. У Polk Audio ММ 842 DVC мотор намного сильнее, чем у DB 842 DVC. Получилась практически классика – сильный мотор определил низкий Qes, упругий подвес – высокий Qes.

Впрочем, “восьмёрка” DB-серии тоже не так проста – это отличный претендент для установки free-air. Даю намёк – в большинстве автомобилей с задними штатными “блинами” 6х9 посадочные места позволяют легко поставить вместо них 8-дюймовые динамики, изготовив нехитрые переходные подиумы, укрепив полку и сделав вибродемпфирующую обработку. Вот вам и готовый сабвуфер без корпуса в багажнике.

Немного особняком стоит динамик серии ММ с одинарной звуковой катушкой. Как и в случае с 10- и 12-дюймовыми сабами, у него абсолютно иной, более жёсткий, подвес, а подвижка чуть потяжелее, чем в аналогичном динамике с двойной катушкой.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Polk Audio DB 842 DVC

С точки зрения качества баса самое “вкусное” оформление для этого динамика – free-air. Однако если оставить аудиофильские экзерсисы, то можно попробовать зарядить его и в корпус. Интересный вариант – “сабвуфер-трансформер” объёмом 15 литров с портом, который можно открывать и закрывать. Под “негров” восьмидюймовые сабвуферы в любом случае глупо выбирать, но самый информативный средний бас получится очень даже ничего.

 

  • Зелёная – free-air
  • Синяя – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,83)
  • Красная – ФИ 15 литров / 47 Гц (труба 7 см длиной 30 см)

Polk Audio MM 842 DVC

А этот динамик лучше ставить только в корпус. Причём, тут мы имеем тот самый случай, когда ФИ выглядит предпочтительнее. ЗЯ можно выбрать при крайней нехватке места, но большой отдачи в этом случае ждать не придётся. “Фазик”, впрочем, получается тоже не очень большой – в 15 литрах с портом на 47 Гц получится плотный “густой” бас, отлично подходящий под клубную музыку.

 

  • Синяя – ЗЯ 10 литров (Qtc=0,70)
  • Красная – ФИ 15 литров / 47 Гц (труба 7 см длиной 30 см)

Polk Audio MM 842 SVC

Этот же динамик в закрытый ящик совсем ставить не нужно – отдача падает неприлично низко. Но зато вы только посмотрите, какой ФИ получается – в меру аккуратный и плотный бас в корпусе объёмом всего-то 12 литров.

 

  • Красная – ФИ 12 литров / 50 Гц (труба 7 см длиной 34 см)

В общем, при всей внешней схожести и, казалось бы, близости параметров, в деле динамики ведут себя совсем не одинаково. Каждый из них явно имеет свой характер и подходит для своих целей.

ВЫВОДЫ

Для установки free-air я бы выбрал Polk Audio DB 842 DVC. Динамик вообще редкий по своей универсальности – на нём даже можно сделать “трансформер” ЗЯ/ФИ и менять характер баса по настроению, просто открывая и закрывая порт.

В ЗЯ в любом случае можно не ждать от “восьмёрки” высокой отдачи, но если поджимает место, то я бы выбрал MM 842 DVC. В 10 литрах получится точный и аккуратный бас.

ФИ имеет гораздо более высокую отдачу во всех трёх случаях, хотя для этого оформления я бы присмотрелся к двум вариантам – MM 842 DVC и MM 842 SVC. Во втором случае корпус получается вообще необычайно компактным, а это можно взять на заметку мотоциклистам, где на счету каждый литр объёма.

И да, обязательно используйте фильтр-сабсоник. Восьмидюймовые сабы к этому особенно чувствительны, поскольку порты ФИ приходится настраивать достаточно высоко, да и в целом таким динамикам тяжелее работается на самом низком басе. Зато в качестве награды вы получите заметно возросшую перегрузочную способность и более вкусный средний бас, который в большинстве музыкальных жанров является самым информативным.

  • Продуманная конструкция, высокое качество изготовления
  • Небольшая монтажная глубина
  • Очень компактные корпуса
  • Возможность работы в оформлении free-air (для DB 842 DVC)
  • Не самая высокая чувствительность

#САБВУФЕРЫ #CLASSIC #POLK AUDIO

Комментарии
Похожие статьи
11.02.2021
Широкополосные динамики Edge серии Victory
Широкополосные динамики Edge серии Victory
Широкополосные динамики Victory от компании Edge примечательны низкой ценой, и идеально  подойдут для замены штатной акустики. Внешне это обычные «эстрадники», которые оформлены в стиле профессионального оборудования. ОсобенностиВ комплекте..
29.05.2021
Тест компонентных 2-полосных акустических систем Vibe CVEN62C-V4
Тест компонентных 2-полосных акустических систем Vibe CVEN62C-V4
Некоторые считают, что если у акустики нет навороченных кроссоверов, то это не круто. Ну вот есть такой стереотип, чего уж там. На мой же взгляд всё с точностью до наоборот: высший пилотаж – это сделать динамики, которые не требуют коррекции и позвол..