ДЕЛАЕМ KICK BASS 16.07.2018 – Опубликовано: Новости, Обзоры, Тесты – Метки: , ,

Тест “эстрадного” сабвуфера Edge EDPRO12PW-E8

Везёт мне в последнее время на нестандартную технику. На этот раз в лабораторию попал весьма интересный сабвуфер. Он предназначен в первую очередь для “громких” систем, но очень сильно отличается от того, что понимают под автомобильными сабвуферами любители “эстрады”. Зато с точки зрения профессиональной сценической аудиотехники динамик является самым, пожалуй, правильным решением для низкочастотного звена.

ПРАВИЛЬНАЯ И НЕПРАВИЛЬНАЯ “ЭСТРАДА”

Какая главная проблема чуть ли не любой “эстрадной” автомобильной системы? Правильно, мидбасовый диапазон. Массивы динамиков начинают эффективно работать в лучшем случае от 250-300 Гц, а тяжёлые длинноходные сабвуферы не способны двигать тяжёлыми диффузорами с достаточной скоростью. Как следствие, они хорошо “гоняют ветры” в самом низу, но “вязнут” выше 50-60 Гц.

А что же в таком случае мидбас? А ничего, дырка вместо мидбаса. Как раз там, где должен быть “концертный” тактильно воспринимаемый удар в грудь – в диапазоне 80-200 Гц. В итоге почти любая автомобильная “эстрада” – это звенящий ор плюс низкочастотный гул. Бодрый клубняк включать смысла нет – вместо нормального мидбасового ритмического фундамента получается гудящая размазня.

Возможно, вы удивитесь, но в концертных басовых мониторах, рассчитанных для работы на большие открытые площадки, никто не гонится за получением низкого баса. Просто потому, что основная энергетика и “плотность” звучания приходится именно на мидбасовую область. Так если мы строим автомобильную “эстраду”, которая должна молотить с бешеными уровнями громкости, почему бы не пойти по этому же пути?

КОНСТРУКЦИЯ

Собственно, динамик с длиннющим индексом Edge EDPRO12PW-E8 как раз и представляет собой такое правильное “эстрадное” решение. По большому счёту, это сабвуфер, который не лезет в инфразвуковые “ветры”, зато способен забираться в мидбасовую область и давать тот самый удар в грудь, которого не хватает в обычных “эстрадных” системах.

Динамик имеет относительно небольшой ход. Это сразу понятно хотя бы по верхнему тканевому подвесу. Диффузор выполнен из непрессованной целлюлозы, но он немного тоньше, чем обычно принято делать для тяжеловесных сабов. Соответственно, можно ожидать, что и масса подвижки будет не в полкилограмма, потом посмотрим на измерениях. Центральный колпак – тоже целлюлоза, но жёсткая прессованная.

На края диффузора по стыку с подвесом нанесён силиконовый гель – он призван задемпфировать, погасить отражение механических напряжений от краёв диффузора. Для крупного облегчённого диффузора эта мера может оказаться далеко не лишней, призвуки нам не нужны.

С той же целью похожий состав нанесён и на обратную сторону диффузора. Только здесь – уже чуть более широкой полосой.

Сам динамик собран на весьма жёсткой литой корзине. Поскольку большого хода здесь не требовалось, огромную длинноходную магнитную систему делать тоже не было никакой необходимости, и общая монтажная глубина динамика составляет всего 13,5 см.

Зато катушка здесь огромная – её диаметр составляет 4 дюйма.

Поскольку ход у динамика относительно небольшой, а мощности в динамик будут “вливаться” неслабые, к обычным окнам охлаждения над магнитом и осевому отверстию в керне магнитной системы добавлены отверстия в торцевой шайбе по диаметру катушки.

Клеммы жёстко закреплены непосредственно на литой корзине (разумеется, через изолирующие втулки). Подводящие использованы традиционные – в виде “поводков”. Правда, достаточно толстых.

В общем, конструктивно Edge EDPRO12PW-E8 совсем не похож на “насос”. Его конструкция заимствована не из “эспиэльных” сабов, а из настоящих концертных динамиков. Соответственно, и задача у него – не гонять воздух на инфрабасе, а давать в грудь тяжёлым звуковым “молотом”.

ИЗМЕРЕНИЯ

На удивление, описание приводит довольно подробный список параметров, и он даже вынесен на коробку. Так что сравнить есть с чем.

Заявленные / измеренные параметры Edge EDPRO12PW-E8:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц / 70 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 18,2 л / 17,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,76 / 7,67
  • Qes (электрическая добротность) – 0,77 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,71 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 110 г / 114 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,2 Тл м / 21,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 5,6 Ом / 5,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,7 дБ / 92,3 дБ

Судя по заявке, саб получается больше подходящим free-air, хотя это оформление в нашем случае, мягко говоря, не сильно подходит. Измеренные параметры ушли от заявки недалеко, хотя полученные цифры оказались более подходящими для автомобильных реалий. Судя по всему, в моём экземпляре просто магнит оказался посильнее.

Очень порадовал параметр Mms. С таким небольшим весом подвижки динамик способен забираться по частоте достаточно высоко, в мидбасовую область. Что, собственно, от него и требуется.

И да, особо отмечу очень высокую чувствительность. 92 дБ – это значение, недосягаемое для обычных сабов. Это означает, что с ним можно получить нехилый бас, не “вливая” в него бешеные мощности, как того требуют обычные сабвуферы. В очередной раз обращу внимание, что я всегда измеряю опорную чувствительность, т.е. без учёта акустического оформления и прочих маркетинговых хитростей.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Итак, помним, что гнаться за низким басом с этим сабвуфером не нужно, зато нужно получить отдачу в самой “ударной” частотной области – мидбасовой. И ещё помним, что главная задача этого саба – работа на открытое пространство. Так что рассчитываем исходя из этих двух условий.

При такой жёсткой постановке задачи оптимальный вариант вырисовывается однозначно – относительно небольшой корпус с высокой частотой настройки. Вот что получается в 40 литрах с портом, настроенным на “ударные” 65 Гц. Кстати, порт при этом получается очень удобных размеров.

 

  • Красная кривая – ФИ 40 литров / 65 Гц (труба 15 см длиной 15 см)

А что же в салоне автомобиля? Можно ли будет слушать этот саб “на повседневе”? В принципе, с таким оформлением АЧХ меняется незначительно, просто когда будешь находиться совсем рядом с этим сабом, то он будет казаться слишком гулким. Но это вполне закономерно, всё же саб предназначен для открытого пространства, и ни один человек в здравом уме никогда не лезет к сценическим аудиомониторам вплотную.

ВЫВОДЫ

Сабвуфер для тех, кто хочет получить настоящий “ударный” бас и способен отойти от стереотипов. Это не “насос”, построенный по принципу “эспиэльных” длинноходов. По сути, это динамик для концертных сценических басовых аудиомониторов, которые изначально предназначены для молотилова на открытые площадки.

Глубокого инфрабаса от него не получишь, и более того, для нормальной работы этого саба в усилителе просто необходимо включать сабсоник с настройкой от 30-40 Гц и, может быть, даже выше. Это защитит динамик от превышения хода, но не повлияет на его основную задачу – обеспечивать мощный басовый удар в грудь, например, на ритмичной клубной музыке.

Кроме того, за счёт способности динамика работать на более высоких частотах, чем это могут традиционные “тяжеловесные” сабы, его вполне реально “срастить” со среднечастотными массивами без явных провалов, получив полноценное звучание.

  • Эффективно работает в мидбасовой области, даёт тот самый kick bass
  • Динамик не требует большого корпуса
  • Высокая чувствительность, недосягаемая для обычных сабов
  • За счёт большой катушки способен “держать” мощность
  • Сабвуфер для “ударного”, но не для глубокого баса

#ЭСТРАДНЫЕ ДИНАМИКИ И ТВИТЕРЫ #САБВУФЕРЫ #CLASSIC #EDGE

https://carmus.ru/content/280